15 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Доцент кафедры теоретических основ электроники НГТУ НЭТИ Владимир Зонов: «Студенчество — это большой опыт»

Интервью

В рамках проекта, стартовавшего ко Дню преподавателя высшей школы, корреспонденты Молодежного медиацентра «ЕЖмедиа» продолжают задавать свои вопросы преподавателям НГТУ НЭТИ. Героем очередного интервью стал Владимир Назарович Зонов — кандидат технических наук, доцент кафедры теоретических основ электроники.

Расскажите, почему Вы пошли работать преподавателем? 

— Это было требованием времени и моего руководителя Василия Михайловича Казанского (один из основателей НГТУ НЭТИ – ред.). Было советское время, и речи о том, хочу я этого сам или нет, и не шло. Все делалось по принципу: не умеешь — научим; не хочешь — заставим.

Как прошел Ваш первый рабочий день? Какие эмоции Вы испытывали? — Давно это было... Я что-то даже и не могу вспомнить. Тогда мои студенты не сильно отличались по возрасту от меня, в этом плане было проще. А о волнении не может быть и речи, когда всю теорию знаешь. Василий Михайлович сказал работать, вот и все. Каких-то волнений не было, потому что все было более-менее знакомо.

Вы преподаете уже 60 лет?

— Преподаю я меньше. Общий стаж работы на кафедре у меня 60 лет. Пришел в должности старший инженер кафедры. Тогда были такие, сейчас уже нет. А преподаю 57 лет.

А Вы помните, каково это — быть студентом?

— Нечасто, но вспоминаю. Для меня студенчество — это большой опыт и знания, с этим я сейчас работаю и обучаю своих студентов. Безусловно, те годы вызывают у меня теплые воспоминания.

Как Вы считаете, какова Ваша миссия как преподавателя?

— Сейчас все поменялось. Раньше люди шли за знаниями, сейчас все идут за дипломом. А вот средств воздействия на студентов все меньше. Когда родители, например, инженеры, и ребенок тоже идет на инженера, это ещё как-то влияет. Есть определенный груз ответственности, есть ожидания родителей, но, когда это не так, заставить студента нельзя. Я как преподаватель пытаюсь им помочь и довести их до получения диплома.

 —Расскажите, есть ли у Вас особые подходы к объяснению материала? Студенты отзываются о Вас как о замечательном и отзывчивом преподавателе, который донесет информацию до каждого студента.

— Основная цель — заинтересовать, а вот как это сделать — это уже часть индивидуального подхода. То сказками, то ласками, а дальше подавать материал становится значительно проще. Я, например, люблю рассказывать биографии интересных людей, которые двигались и достигли больших высот. Первый, кто приходит на ум, — Рудольф Дизель. Как он изобрел дизельный двигатель? Оказалось, совершенно случайно. Это произошло в Германии, у немцев тогда не было жидкого топлива, бензин был в дефиците. У него как у ученого стояла задача что-то с этим сделать. А вот уголь был в избытке, и он начал с ним экспериментировать, и уже 28 февраля 1892 года Рудольф Дизель получил патент под названием «Рабочий процесс и способ выполнения одноцилиндрового и многоцилиндрового двигателей». Такие истории завлекают и располагают студентов к моим семинарам.

Преподаватели часто сталкиваются с неуважением по отношению к себе. Что Вы делаете для поддержания дисциплины?

— Слава богу, мне с таким сталкиваться не приходилось. Все студенты умные и способные. Порой им не хватает стимула, но мне не приходится кричать на них, чтобы поддерживать рабочую атмосферу в аудитории.

Есть ли у Вас талант, который помогает в преподавательской деятельности?

— Да какой талант? У меня есть только один принцип, он заключается в том, что я ровня студенту и сотоварищ. Я никогда не ставлю себя выше их. Все происходит так, как будто я с друзьями работаю.

Есть ли у Вас необычный талант или хобби, не связанное с Вашей работой?

— Раньше я занимался парусным спортом. Больших успехов я там не добился, но был кандидатом в мастера спорта. Это было, когда я учился в школе.

Вы родились в 1940 году, застали Великую Отечественную войну. Вы помните, как это было? Насколько тяжелыми были ее последствия?

— Сейчас современному человеку трудно это представить, потому сложно передать, насколько это было непростое время. Мой отец был участником Сталинградской битвы, и, когда я был у военкома, он на карте мне показывал, где побывал. Как сейчас помню, когда он меня усадил на табуретку и дал три кусочка сахара. Я их схватил и радостный убежал к себе в комнату. Это был 1944 год, если мне не изменяет память.

Что Вас сильнее всего вдохновило за последнее время?

— Недавно мне вручили грамоту как заслуженному старейшему работнику НГТУ. И мне был приятен такой знак внимания.

Автор: Иван Усик, студент кафедры филологии

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх