11 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Наш первый директор: А. К. Потужный

Новости

О первом директоре НЭТИ Андрее Ксенофонтовиче Потужном рассказала Ирина Александровна Ворсина, студентка радиотехнического факультета первого набора НЭТИ, группа РТ-132:

Конечно, мы, студенты, знали, что Андрей Ксенофонтович Потужный разработчик, изобретатель Бетатрона, кандидат технических наук, известный ученый. Но для нас было главным, что он создатель НЭТИ.

Самая сложная работа выпала на его долю. Заложил вуз, специалисты которого востребованы. Причем НЭТИ стал конкурентентоспособным с момента создания. В то время все вузы города были на правом берегу: институт связи, НЭИС, педагогический, медицинский, НИИЖТ, НИГАиК, институт водного транспорта. Здесь, на левом, студенческой жизни не было. Но с появлением НЭТИ выпускники школ стремились поступать к нам.

А.К. Потужный обладал блестящими организаторскими способностями: выбрал место для строительства вуза, подобрал кадры, сформировал сметную документацию. При Андрее Ксенофонтовиче был заложен фундамент первых трех зданий института на проспекте Маркса: корпусов «А», «Б», «В», начато возведение корпуса «А».

А еще Андрей Ксенофонтович был очень хорошим человеком — внимательным к сотрудникам и студентам. У нас, самых первых студентов, быстро возникло ощущение, что директор всех нас и всё про нас знает, как отец родной. Иногородние студенты жили на квартирах, так вуз по инициативе А.К. Потужного компенсировал затраты на аренду жилья.

Институт еще строился, а занятия уже шли. Аудитории были в двух арендованных у турбогенераторного завода жилых домах. Сейчас это улица Римского-Корсакова, а тогда она входила в состав 69 квартала Кировского района, номера домов были обозначены 35 и 36. На третьем этаже в одной из квартир жила семья А.К. Потужного, на первом этаже читались лекции — это было шесть переоборудованных квартир, в подвале были лаборатории: химическая и физическая.

Студенты РТФ занимались с утра, а студенты ЭМФ — с обеда. У нас Андрей Ксенофонтович не преподавал, а вот на ЭМФ читал лекции. Но мы все равно все каждый день виделись.

Для расширения кругозора на первом курсе вуз организовал для нас ознакомительные поездки на промышленные предприятия города. Нам показывали устройство доменной печи, как льется метал. Первый раз увидели литьё. Ездили на станкостроительный завод в Кировском районе. Выточили там первые детали, у меня с того времени хранится гайка и болт, выточенные на заводе.

Андрей Ксенофонтович был очень разносторонне образованным, эрудированным человеком. Я как медалистка вступительные экзамены не сдавала, надо было только пройти собеседование. Приемную комиссию возглавлял Андрей Ксенофонтович. И вдруг спрашивает меня: «А вы читали «Песнь о вещем Олеге» на старославянском языке?» Я с испуга вспомнила, начала декламировать отрывок, который в школе учили. А он продолжил за мной! Человек с юмором был, строгий, требовательный и очень заботливый.

Когда Андрей Ксенофонтович слег, тогда только и узнали, что болен. Не жаловался. 17 февраля 1955 года он ушел из жизни. Мы все плакали. В последний путь первого директора НЭТИ провожал оркестр духовых инструментов, организатором которого он был.

Вообще Андрей Ксенофонтович много внимания уделял организации нашего досуга. Проводились праздничные вечера — на 7 Ноября, на Новый год. Для этого в кинотеатре «Металлист» снимали помещение. Андрей Ксенофонтович всегда бывал на этих праздниках. На его последнем новом году, в 1955-м, Андрей Ксенофонтович вручил мне как отличнице две хрустальные маленькие вазочки, я их храню до сих пор.

Мы проучились под руководством Андрея Ксенофонтовича Потужного три семестра. В памяти он остался как интеллигентный, мудрый и строгий воспитатель. Всегда был корректным, спокойным, изящно опрятным в одежде, с неизменной трубкой в руках. Силу его влияния мы почувствовали на себе с первого дня знакомства. Без него наш университет был бы совсем другим.


Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх