12 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

К 30-летнему юбилею кафедры ТЭС

Новости

Своими воспоминаниями об истории становления кафедры делится ее старейший работник, ученый секретарь Юрий Иванович Шаров, кандидат технических наук, доцент.

Летом 1964 года доценту НИИВТА (сейчас НГУВТ) Анатолию Наумовичу Хозе руководство НЭТИ предложило возглавить новую кафедру — теплотехники и гидравлики (ТиГ). В то время кафедра находилась на 1 этаже общежития (корпус Б) на месте теперешнего профилактория. В то время на кафедре работал ст. преподаватель Николай Иванович Горлов. Анатолий Наумович пригласил на работу доцентов Семена Александровича Рывкина и Иосифа Борисовича Цесарского. С сентября на кафедре появился Геннадий Васильевич Ноздренко, а с марта 1965 года пришел я — Юрий Иванович Шаров. Годом позже пришел Юрий Витальевич Овчинников.

В 1967 году сдали 2 корпус НЭТИ, и кафедра переехала в него. Аудитории 201, 202, 203, 205, 101, 102, 103 и 104 заранее были запланированы под нашу кафедру. В 101 были сделаны фундаменты под энергоустановки, в 102 установлены насосы, в 202 — водонапорный бак, а в 104 — установка для истечения воды через насадки, для изучения режимов движения воды в стеклянной трубе и ряд других гидроустановок.

Я защитил кандидатскую диссертацию первым из аспирантов Анатолия Наумовича — в декабре 1968 года, через полгода — Г.В. Ноздренко, а еще через год — Ю.В. Овчинников. В 1971 году нам позвонили из отдела аспирантуры и сказали, что кандидаты наук до 35 лет могут пройти научную стажировку за рубежом. Ю.В. Овчинников и Г.В. Ноздренко для полугодовой стажировки выбрали Польшу, а мне для годовой стажировки досталась Германия (кафедра технического оборудования зданий Дрезденского технического университета). Преподаватели кафедры, доценты Г.В. Ноздренко, Ю.В. Овчинников, В.А. Щенников и я читали курс «Теплотехника» для инженеров всех факультетов НЭТИ, а Н.И. Горлов, Э.А. Мотин и И.Б. Цесарский — курс «Гидравлика». Для студентов-вечерников самолетчиков мы ездили на занятия в филиал при самолетостроительном заводе им. Чкалова у сада Дзержинского. При А.Н. Хозе у нас заведующей лабораториями была Зинаида Михайловна, потом лет 10 в этой должности работал Игорь Алтухов, затем — Димо (Дмитрий Сергеевич) Геленов. Дольше всех эту должность занимал инженер Юрий Иванович Сафронов, который пришел к нам с вертолетного завода, а при Алтухове и Геленове работал на кафедре лаборантом.

Так уж получилось, что лаборантами у нас работали авиационные офицеры (инженеры), уходившие в отставку в 45 лет. Они содержали наши три лаборатории (гидравлики, теплоэнергетики и теоретических основ теплотехники) в идеальном порядке. На всех подоконниках стояло множество цветов, что особенно удивляло посещающих нас визитеров, ведь в лабораториях были действующие двигатели внутреннего сгорания, холодильные установки, компрессор, множество водяных насосов.

Дольше всех лаборантами у нас проработали Николай Павлович Рылин и Федор Аверьянович Кожевников, последний в течение нескольких лет собрал три универсальных стенда, каждый на три лабораторных работы. Один такой стенд у нас купили монголы, его отвозил и отлаживал в Улан-Баторе доцент Ванбо Викторович Пак. У нас в 201-й лаборатории два оставшихся стенда до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Летом 1974 года я вернулся с 10-месячной дрезденской стажировки. После двух сроков работы завкафедрой А.Н. Хозе на эту должность был назначен доцент Эдуард Алексеевич Мотин, а Анатолий Наумович с половиной сотрудников организовал Целевую научно-исследовательскую лабораторию охлаждающих систем (НИЛОС) при машиностроительном факультете, а позже пробил организацию новой кафедры «Механическое оборудование летательных аппаратов (МОЛА)» на самолетном факультете. После Э.А. Мотина кафедрой ТиГ заведовали Ю.В. Овчинников и Г.В. Ноздренко.

В.В. Пак раньше заведовал отделом в Институте мер и весов, а после защиты кандидатской диссертации перешел на работу доцентом на кафедру ТиГ. Он читал нашим студентам курсы «Метрология» и «Динамика и регулирование», которые отлично знал. После научных стажировок я. Н.И. Горлов и Ю.В. Овчинников начали оформляться для работы в должностях доцентов в Алжире. Для этого надо было изучить французский язык на курсах в Московском институте иностранных языков им. Мориса Тореза. Сначала Николай Иванович после таких курсов отработал 4 года в Национальном институте нефти и химии в Бумердесе; потом с 1979 по 1982 год я работал на кафедре теплотехники в Национальном институте легкой промышленности; затем Ю.В. Овчинников 4 года тоже работал в Институте нефти и химии. А В.А. Щенников 4 года читал лекции на русском языке в Университете Улан-Батора.

Бумердес — это городок на берегу Средиземного моря в 40 км от Эль Джазаира, как назвали столицу Алжира после освобождения его от французской колонизации в 1954 году. Если перевести с французского слово Бумердес, то «бу» означает грязь, а «мерд» — дерьмо, что не соответствует действительности, так как городок пользовался популярностью у французских отдыхающих, которых селили в наши квартиры на июль и август, когда мы были в отпусках. В Бумердесе было два института, которые обслуживались «советиками», то есть преподавателями из Советского Союза. Это Национальный институт нефти и химии (INH) и Национальный институт легкой промышленности (НИЛП). Итак, получалось практически 1500 преподавателей с семьями и детьми, поэтому в городке была большая школа с 1-го по 9-й классы. У мусульман выходным днем считается пятница, то есть рабочая неделя начинается с субботы. Я как раз перед отъездом купил роман Стругацких «Понедельник начинается в субботу», что оказалось знаменательным фактом.

После моего возвращения из Бумердеса Юрий Витальевич, уезжавший в Алжир, предложил мне свое место в Научно-техническом совете по теплотехнике при Министерстве образования СССР. Меня приказом Министерства ввели в этот Совет куратором вузов Западно-Сибирского региона. Каждый год несколько десятков членов этого Совета командировались в какой-нибудь вуз, где проверяли его работу, проводили совещания и т.д.

В 1980-х годах у нас на кафедре работал доцентом Виктор Месропович Гурджиянц. Он сделал установку по изучению характеристик и процессов горения канско-ачинских углей, имел хоздоговор с Ленинградским НИИ. Для анализа углей он купил дорогой и сложный венгерский дериватограф, в котором было две печки для нагрева навески топлива до 1000ºС и до 1500ºС. В нем были очень точные весы и автоматика, которая позволяла рисовать несколько графических зависимостей на специальной бумаге; в том числе – кривые изменения веса угля во времени. Навески топлива помещались в жаростойкие керамические или платиновые тигли.

В 1989 году нашу кафедру перевели из общеинженерной «Теплотехники и гидравлики» в выпускающую «Тепловые электрические станции». Активное содействие открытию новой кафедры и специальности оказывали генеральный директор Новосибирскэнерго В.Г. Томилов, директор ИТ СО РАН академик В.Е. Накоряков и генеральный директор ЗАО «СибКОТЭС» Ф.А. Серант. В этом же году мы сделали первый набор абитуриентов. Но нашим тепловым электростанциям срочно требовались специалисты, поэтому в 1989 и 1990 году мы на 3 курсе отобрали по 6 студентов-электроэнергетиков, чтобы по индивидуальной программе обучить их на теплоэнергетиков. В эти группы вошли Наталья Ноздренко, Владимир Зыков, Евгений Евтушенко, Алексей Шаров и др. После защиты диплома они получали специальность инженера-теплоэнергетика. Затем В.В. Зыков и Е.А. Евтушенко поступили в аспирантуру, защитили кандидатские диссертации и какое-то время работали доцентами на кафедре. Первым заведующим кафедрой ТЭС был В.Е. Накоряков, он каждый раз присылал за нами автобус, который привозил преподавателей на заседание кафедры в ИТ СО РАН.

В начале 1993 года к нам на кафедру ТЭС прилетел из Ирландии один из директоров компании «Кент Стил» Рэй. Он сказал, что видел в журналах наши публикации по газификации твердых видов топлива. У них в Ирландии много торфа, который они хотели бы газифицировать, и просил нас взяться за эту работу. Наш руководитель профессор Г.В. Ноздренко согласился, слетал к ним на разведку. За пару месяцев мы сделали ряд предварительных расчетов, оформили их в виде отчета на английском языке. А в начале июля я, трое наших сотрудников и двое из Академгородка вылетели в Ирландию. Там были еще россияне из Москвы, Тулы, Екатеринбурга, собралась русская группа почти из 20 человек. С двумя коллегами под руководством Геннадия Васильевича Ноздренко и Юрия Витальевича Овчинникова, которые сменяли друг друга каждые два месяца, в 1993—94 годах мы работали в Ирландии; занимались конструированием и изготовлением газификатора торфа.

В 1994 году состоялся первый выпуск инженеров по специальности «Тепловые электрические станции», в которых была большая нужда в то время в Новосибирске. В первом выпуске был Павел Александрович Щинников. Он учился очень хорошо и получил красный диплом; ему предложили поступить в аспирантуру, от которой он сначала отказался. Он решил поработать два-три года, чтобы улучшить свое материальное положение. Через три года он поступил в аспирантуру, в которой под руководством Г.В. Ноздренко подготовил кандидатскую диссертацию. После этого он работал на кафедре в должности доцента, пока не защитил докторскую диссертацию. 21 января 2004 года Геннадию Васильевичу исполнилось 65 лет, и он передал свою должность Павлу Александровичу, которого мы избрали летом по конкурсу на должность заведующего кафедрой ТЭС.

Приказом ВАК № 388-в от 10.09.1999 года был утвержден состав кандидатского диссертационного совета К.063.34.07 при нашей кафедре, в котором я был ученым секретарем. За два года работы в совете прошли защиты около десятка соискателей. Чуть позже академик РАН Владимир Елиферьевич Накоряков на базе действующего совета решил создать докторский диссертационный совет, в котором все члены были докторами наук, и только для меня сделали исключение как для ученого секретаря. Это был совет Д.212.173.02, утвержденный приказом ВАК № 934-в от 15.12.2002 года.

Сначала мы выпускали инженеров по тепловым электростанциям, а затем перешли на западную систему, когда через 4 года обучения студенты защищают выпускную работу бакалавра и получают соответствующий диплом. Потом лучшие из бакалавров учатся еще 2 года, защищают магистерскую диссертацию и получают диплом магистра по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника».

Справка об авторе: Основное направление научных исследований Ю.И. Шарова — теплоэнергетика и теплотехника. Он является автором более 100 публикаций, в том числе одной монографии, 4 учебников, один из которых имеет гриф УМО, одного электронного учебника, 7 учебных пособий, более 30 учебно-методических пособий, 25 официальных электронных изданий, зарегистрированных в ИУО РАО «ОФЭРНиО» и ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР».

Юрий Иванович читает лекции по курсам «Тепломассообмен», «Производство и передача тепловой энергии», «Теплоносители и их свойства», «Термодинамика и теплопередача» в мультимедийном режиме, ведет практические и лабораторные занятия, руководит выпускными работами бакалавров. Он активно использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии.

Ю.И. Шаров неоднократно награждался благодарностями, премиями и почетными грамотами НЭТИ НГТУ, а на 60-летний юбилей за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую, учебно-методическую и производственную деятельность, большой вклад в дело подготовки специалистов он был награжден Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым фотография: Предоставлено  Ю. И. Шаровым

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх