В НГТУ НЭТИ разработали зарядную станцию с накопителем энергии
Научный коллектив Новосибирского государственного технического университета НЭТИ вместе с Новосибирским заводом конденсаторов разработал зарядную станцию с накопителем энергии для электротранспорта в рамках программы «Приоритет 2023» (нацпроект «Молодежь и дети»).
НГТУ НЭТИ и индустриальный партнер «Новосибирский завод конденсаторов» представили инновационную зарядную станцию для электротранспорта с накопителем энергии. Разработанная зарядная станция позволяет проводить зарядную сессию электромобиля одновременно от двух источников энергии — распределительной электросети и накопителя энергии, поддерживает стандарт быстрой зарядки СНАdeMO, информационный протокол обмена OCPP 1.6.
По словам доцента кафедры электротехнических комплексов НГТУ НЭТИ канд. техн. наук Александра Штанга, уникальность разработки состоит в том, что между собой агрегатированы зарядная станция и накопитель энергии.
«В настоящее время технические устройства становятся все более интеллектуальными, во многом данная тенденция обусловлена расширением цифровизации и появлением новых сервисов, позволяющих через коммуникатор пользоваться услугами и дистанционно управлять устройствами. Поэтому зарядные станции следует рассматривать в качестве интеллектуального устройства, позволяющего не только проводить процесс заряда, но и информировать потребителя через коммуникатор, например, о токе, напряжении, времени заряда и других параметрах. Объединение зарядной станции с накопителем энергии является достаточно сложным инженерным решением, которое позволяет получить новые потребительские качества и свойства», — рассказал Александр Штанг.
Накопитель энергии в составе зарядной станции состоит из 125 ячеек на основе литий-железо-фосфатных аккумуляторов (LFP), энергоемкостью в 105 А•ч каждая. LFP-аккумуляторы собраны последовательно, чтобы обеспечить уровень рабочего напряжения в 400 В. Накопитель энергии оснащен системой battery management system, обеспечивающей контроль за каждой ячейкой в циклических режимах заряда и разряда и регистрацию температур, а управление режимами работы и связь с верхним информационным уровнем осуществляются с помощью специализированного контроллера.
Кроме этого, в составе зарядной станции установлен дополнительный DC/DC-преобразователь, который позволяет во время заряда электромобиля подключать накопитель, увеличивая мощность и скорость заряда, что качественно изменяет структуру и возможности зарядной станции. Так, например, станция с накопителем энергии может осуществить заряд электромобиля даже в случае кратковременного отключения электричества.
По словам Александра Штанга, в ближайшем будущем с развитием зарядной инфраструктуры все более острым будет вопрос выделения дополнительных энергомощностей внутри городов и городских агломераций, в этом случае зарядные стации с накопителями энергии позволят в момент заряда электромобиля повысить мощность, а, например, в ночное время заряжать накопитель, тем самым выравнивая суточный график нагрузки на энергосети. Кроме того, она может быть подключена в систему управления оператора сетей зарядных станций и к биллинговой системе.
На базе индустриального партнера «Новосибирский завод конденсаторов» проведены испытания зарядной станции в реальных условиях. Разработчики уверены: зарядная станция с накопителем энергии будет востребована на рынке.



