15 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Ректор НГТУ НЭТИ выступил на Совете Правительства РФ по вопросам попечительства в социальной сфере

Новости

Предложения А. А. Батаева касались повышающих коэффициентов для создания специальных условий обучения студентов с инвалидностью в вузе и разработки совместных сетевых образовательных программ на основе опыта ведущих университетов России.

В целом на Совете Правительства РФ по вопросам попечительства в социальной сфере обсудили меры по повышению доступности всех уровней образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также вопросы профориентации и трудоустройства.

Председатель совета, вице-премьер Татьяна Голикова напомнила, что в настоящее время в России проживает более 11,5 млн людей с инвалидностью, в том числе свыше 700 тыс. детей и 900 тыс. молодых инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет.

«Для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью получение образования — это не только получение будущей профессии, но и социализация, и достойный уровень жизни», — подчеркнула вице-премьер.

В 83 регионах России действует 121 базовая профессиональная организация, обеспечивающая поддержку функционирования региональной системы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Кроме того, функционируют 40 ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) в системе среднего профессионального образования и 21 аналогичный центр в системе высшего образования.

Одной из главных проблем ссузов и вузов остается сохраняющийся дефицит кадров для работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ. «Несмотря на то, что численность таких специалистов в 2020 году увеличилась и составила 135 тыс. человек, потребность в них на начало года составляла более 10 тысяч», — пояснила Татьяна Голикова.

Выступая на Совете как представитель высшей школы ректор ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» Анатолий Батаев отметил, что у самих вузов есть и другие проблемы, тормозящие обеспечение надлежащего качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В частности, ректор НГТУ НЭТИ сказал:

— В университетах России учатся студенты с инвалидностью с различными видами нарушений здоровья: по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату. Очевидно, что для студентов с разной инвалидностью нужно создавать разные условия для качественного обучения и постдипломного сопровождения. На сегодняшний день базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами, составляет коэффициент 2. Однако для обеспечения доступности получения высшего образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья высшим учебным заведениям необходимо проделать дополнительную работу по созданию специальных условий, что влечет за собой дополнительные затраты, например: адаптация образовательных программ и методов обучения, разработка и издание специальных учебников и оплата труда привлекаемых для этого специалистов, разработка и издание специальных дидактических материалов и оплата труда привлекаемых для этого специалистов, покупка, эксплуатация специальных технических средств обучения коллективного пользования, включая компьютерное оборудование, программное обеспечение, предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. В этом случае ресурсов университетов не всегда бывает достаточно, в особенности для студентов, которые имеют сложные сочетанные нарушения, например, слуха и зрения. Необходимо провести работу по расчету повышения нормативов финансирования в части создания условий для обучения студентов с инвалидностью по образовательным программам высшего образования, просчитав затраты в соответствии с потребностями нозологических групп.

Предложение было оценено как интересное, но требующее проработки. Совет поручил НГТУ НЭТИ представить расчеты нормативов исходя из практики работы вуза с инвалидами. «Имея большой опыт обучения студентов с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, а также собственную модель инклюзивного сопровождения, мы действительно знаем, чего стоит по финансовым и человеческим затратам такая поддержка. Кроме того, нашу позицию поддерживает большинство университетов с инклюзивной политикой», — прокомментировала ситуацию директор Института социальных технологий НГТУ НЭТИ Л. А. Осьмук.

Второй важный момент, по мнению А. А. Батаева, заключается в том, что в России сегодня есть университеты, которые накопили ресурсы и большой опыт обучения студентов с инвалидностью. Для отдельных вузов можно говорить о некоторой специализации по нозологиям. Например, НГТУ НЭТИ имеет опыт обучения студентов с нарушениями слуха, а в МГППУ накоплен опыт обучения студентов с нарушениями зрения. В целях объединения уникального опыта и его распространения полезной может стать разработка совместных сетевых программ, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью; совместных сетевых программ переподготовки и повышения квалификации ППС в области сопровождения лиц с инвалидностью в образовательных организациях; совместных сетевых образовательных программ дополнительного образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью. Однако финансовые механизмы реализации таких сетевых образовательных программ в России еще не проработаны.

Ректор НГТУ НЭТИ предложил создать пилотные площадки по разработке и реализации сетевых образовательных программ на базе заинтересованных университетов с площадками РУМЦ; разработать и апробировать финансовые механизмы реализации таких сетевых образовательных программ. Реализация сетевых образовательных программ будет способствовать развитию академической мобильности студентов с инвалидностью, повышению качества образования студентов с инвалидностью и развитию непрерывного образования таких лиц.

Предложение о программах получило поддержку всех участников совещания, в частности, особый акцент на необходимости таких программ сделал заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев.

Завершая заседание, вице-премьер предложила разработать межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, включив в него мероприятия по профориентации и занятости с учетом проработки поступивших предложений членов Совета. Для разработки документа при участии членов Совета будет создана межведомственная рабочая группа. Ожидается, что план будет утвержден не позднее 1 сентября.


Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх