Открытая лекция научного руководителя Московской школы управления «СКОЛКОВО» А.Е. Волкова прошла в опорном НГТУ
27 февраля в Новосибирском государственном техническом университете с открытой лекцией выступил доктор технических наук, профессор, научный руководитель Московской школы управления «СКОЛКОВО», заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров Андрей Евгеньевич Волков. На лекции, посвященной проблемам и перспективам развития современных университетов России, присутствовали более ста пятидесяти преподавателей и сотрудников опорного вуза Новосибирской области.
В своем выступлении эксперт в области образовательной политики панорамно представил систему высшего образования как в России, так и в мире в различные исторические периоды. Лектор рассказал о реализуемых в последние годы в нашей стране образовательных проектах – федеральных университетах, национальных исследовательских университетах, проекте «5-100» и проекте «Опорные университеты России», – которые сформировали круг ведущих отечественных вузов, обладающих особым статусом. При этом два последних проекта предполагают развитие университетов по такому формату, при котором образовательное учреждение во многом само разрабатывает свою дальнейшую траекторию.
А.Е. Волков, в частности, отметил, что для университетов, участвующих в программе «5-100», разработка направления, стратегии развития является ключевым фактором. «Практика последних пяти лет показала – нет мысли, нет и индикаторов», – сказал он. И, несмотря на то, что часть достижений вузов накоплены их многолетней историей, движение вуза в рейтингах и динамика его оцениваемых показателей зависят именно от того, какую модель развития он для себя выбрал.
Говоря об образовательных траекториях, лектор выразил уверенность в том, что перспектива – за индивидуальной образовательной траекторией, когда студент берет на себя ответственность за свое образование. Такие изменения в образовательном процессе неизбежно влекут большие институциональные трансформации того или иного вуза. В то же время в этом вопросе нет никакого универсального механизма, и те отечественные университеты, которые ведут работу в этом направлении, ведут ее по-разному.
А. Е. Волков отметил, что такие общемировые тенденции, как массовость университетского образования, а также участие вузов в конкуренции за талантливых студентов, не могут не определять стратегии развития российского высшего образования.
После лекции эксперт ответил на многочисленные вопросы аудитории.