pk@nstu.ru, +7 (383) 346-02-31 — приёмная комиссия

ООО «Авиареставрация»


Коллектив предприятия занимается восстановлением самолетов Второй мировой войны с 1992 года. Всего восстановлено около 40 самолетов, из которых 20 — до летного состояния.

Это истребители И-16, И-153 «Чайка», И-15 бис, ДИТ, МиГ-3 и штурмовики Ил-2. Самолеты совершают демонстрационные полеты в России, США, Великобритании, Германии и Испании. Участвуют в съемках художественных фильмов.

Генеральный директор ООО «Авиареставрация» — доктор технических наук, почетный авиастроитель Российской Федерации, выпускник факультета летательных аппаратов НГТУ Владимир Андреевич Бернс.

С осени 2018 года работы проводятся в 3 учебном корпусе НГТУ НЭТИ в созданной на факультете летательных аппаратов лаборатории реставрации раритетных самолетов (ЛРРС).

Авиационная реставрация производится в несколько этапов:

  • выбор объекта реставрации; поиск объекта реставрации;
  • подъем того, что осталось от самолета, как правило, из болот или со дна северных озер;
  • восстановление истории самолета; поиск и восстановление технической документации;
  • создание рабочих чертежей и карт технологических процессов; анализ остатков самолета на предмет возможности их повторного использования в летной машине;
  • разработка и изготовление оснастки; производство деталей и общая сборка. Завершается процесс реставрации техническим освидетельствованием самолета, летными испытаниями, получением сертификата летной годности и демонстрационными полетами.

Важным результатом реставрации раритетных самолетов является восстановление утерянных технических решений, конструкторских приемов и технологических процессов, разработанных при создании самолетов в 30-е и 40-е годы прошлого века. Эти знания могут быть полезны в настоящее время при проектировании и изготовлении летательных аппаратов малой авиации. Так, например, восстановлена технология сварки высоколегированных сталей в закаленном виде, технологические процессы и приемы изготовления деталей из авиационной древесины, технические решения по обеспечению взаимозаменяемости крыльев и т. д.

Проследим этапы реставрации на примере восстановления двухместного штурмовика Ил-2 с заводским номером 1872452. Как объект реставрации самолет Ил-2 представляет огромную ценность. Это самый массовый самолет войны, единственный в своем классе и первый в истории авиации штурмовик, бронекорпус которого является силовым элементом конструкции. Воевал на этом самолете летчик Скопинцев В.М., который был сбит под Мурманском 25 ноября 1943 года, но сумел посадить машину на лед озера, а затем дойти до своего аэродрома и принести на себе раненного стрелка. Весной 1944 года лед растаял, и самолет оказался на дне озера.

Четырехлетний поиск самолета дал положительный результаты в 2012 году. Самолет был поднят и перевезен в Новосибирск в нерасстыкованном виде. Качество остатков самолета достаточно хорошее. Бронекорпус почти цел, части силового набора центроплана и крыла, а также элементы шасси сохранились неплохо. На самолете установлены также фрагменты обшивки крыла, центроплана и стабилизатора, большинство технологических лючков и элементы кабины пилота, включая ручку управления и корпусы некоторых приборов. Использованы и топливные баки после ремонта. В целом удалось восстановить около 60 – 65 % металлических деталей самолета. Для реставрации до летного состояния это большая составляющая. Следует отметить, что это является следствием их нахождения в воде при низкой температуре и с низким содержанием кислорода. Летательные аппараты, хранящиеся в музеях и стоящие на постаментах, реставрации до летного состояния, как правило, не подлежат.

Что касается технической документации, то на основе разрозненных оригинальных чертежей большого количества деталей, элементов и агрегатов, а также по остаткам самолета был разработан полный комплект рабочих чертежей.

Создание оснастки, производство деталей и сборка самолета, с учетом накопленного опыта, принципиальных сложностей не доставила. Наибольшие трудности представляли работы по реставрации бронекорпуса, так как металл брони трудно поддается обработке даже современным режущим инструментом.

Восстановленный легендарный самолет получил сертификат летной годности. Совершил демонстрационные полеты в Ярославле, Самаре, Воронеже, на Московском авиакосмическом салоне в 2017 и 2019 годах. В 2018 году был приглашен на авиасалон в Берлин, совершив перелет по маршруту Москва-Калуга-Брянск-Минск-Гродно-Варшава-Познань-Берлин.

В небе над Ярославлем
Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх