Мировой рейтинг вузов: российская версия
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и независимое агентство «РейтОР» впервые составляют собственный мировой рейтинг вузов.
По мнению инициаторов проекта, существующие рейтинги не учитывают главного критерия — качества образования. Именно поэтому позиции вузов России в этих рейтингах невысоки.
Потребность в создании альтернативного рейтинга вузов назрела давно. Идея озвучивалась не раз, но к ее воплощению решили приступить лишь после того, как в конце прошлого года газета Times в четвертый раз представила свой список лучших учебных заведений мира. Российские вузы не вошли даже в первые две сотни. Тогда в МГУ взялись проанализировать глобальные рейтинги и определить причины таких низких показателей.
В результате эксперты выяснили, что мировые рейтинги достаточно фрагментарно и однобоко отражают главную суть и предназначение высшей школы — качественную подготовку специалистов. Например, рейтинг Института высшего образования Шанхайского университета оценивает вузы прежде всего как исследовательские организации. Поэтому довольно большое внимание уделяет количеству выпускников и сотрудников вуза, получивших Нобелевские премии и медали Филдса (высшую математическую награду). Еще три показателя этого рейтинга связаны с публикациями вузовских сотрудников, причем предпочтение отдается журналам уровня Nature и Science. Рейтинг Webometrics составляется на основе результатов анализа сайтов вузов. А рейтинг THES—QS опирается на шесть показателей, два из которых — число упоминаний вуза в академическом сообществе и в среде работодателей — оцениваются в ходе экспертных опросов. «Отбор этих экспертов, по нашему мнению, проводится недостаточно качественно», — комментирует Виктор Кружалин, директор Института комплексных исследований образования МГУ.
Приступая к разработке нового рейтинга, его авторы столкнулись с главной проблемой: как интерпретировать понятие «качество образования», которое бы оценивалось по объективным и легко проверяемым показателям.
«Для себя мы определили, что качество образования — это комплексная характеристика, которая отражает общественное признание вуза, — говорит Виктор Кружалин. — Признания же можно добиться за счет качественной учебной и научной деятельности, высокой квалификации преподавателей, востребованности выпускников на рынке труда и хорошего материально-технического обеспечения. Исходя из этого, были разработаны основные показатели рейтинга».
В каждом из этих пяти-шести критериев российского рейтинга будет по два-три параметра. Например, учебную деятельность авторы планируют оценивать по числу основных образовательных программ, по соотношению преподавателей и студентов, а также по некоторым другим показателям. Уровень научной деятельности университета — по количеству открытий и изобретений вузовских сотрудников и числу международных наград. Для оценки компетентности преподавателей в качестве одного из показателей будут использовать число публикаций в журналах, входящих в базу Science Citation Index. А уровень материально-технической базы вуза оценят по общей стоимости оборудования, приравненной к единому валютному эквиваленту.
Одним из важнейших параметров российского рейтинга станет востребованность кадров на рынке труда. Проблема в том, как собрать объективные данные по этому показателю. Авторы решили его оценивать по вкладу вуза в формирование элиты государства, то есть по количеству выпускников того или иного университета, которые работают в сфере госуправления, бизнеса, а также образования и науки. «Если вуз действительно занимает лидирующие позиции в стране, то он готовит кадры для правительства, аппарата президента и других высокопоставленных органов,— говорит Виктор Кружалин. — По числу таких выпускников и можно определить ведущие университеты и институты России».
Одно из главных преимуществ российского рейтинга вузов, по мнению его составителей, заключается в использовании большого количества показателей по каждой характеристике. Это позволит избежать перекосов и добиться комплексной оценки университетов. «Результаты рейтинга зависят не только от выбранных параметров, но во многом и от математического аппарата, — говорит директор Института комплексных исследований образования МГУ. — С помощью весового коэффициента, если грамотно манипулировать данными, вполне реально вывести в лидеры тот вуз, который находится в «середнячках», и наоборот. Поэтому для нас важна и эта сторона составления рейтинга, чтобы не было претензий к обработке информации».
Первый российский глобальный рейтинг вузов планируют подготовить к осени этого года. Предполагается отобрать 500 ведущих университетов мира, хотя не исключено, что остановятся на трехсот. Есть уверенность, что хорошие позиции могут занять большинство вузов из числа 57 победителей инновационных программ нацпроекта «Образование».
По материалам электронного издания «Наука и технологии России — STRF.ru»
Ссылки по теме:
Рейтинг газеты Times
Рейтинг Webometrics
Рейтинг Института высшего образования Шанхайского университета