Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Настройки
ОПОРНЫЙ ВУЗ

Новосибирский государственный технический университет Официальный сайт


Портал НГТУ / Новости

Новости


Владелец сервиса Pharmznanie Елена Ватутина: «Многие люди тратят впустую самый невосполнимый ресурс — время!»

3 апреля в НГТУ НЭТИ прошло открытие сетевого межвузовского бизнес-инкубатора «Гараж», которое посетила генеральный директор, основатель компании Pharmznanie, выпускница кафедры социологии и массовых коммуникаций НГТУ НЭТИ Елена Ватутина. О том, как стать успешным предпринимателем, найти свой продукт и получить как можно меньше «шишек» в бизнесе, Елена рассказала журналисту пресс-службы университета.

Почему подобные проекты по типу бизнес-инкубатора для студентов важно развивать в России?

Сейчас количество компаний-новаторов в США гораздо больше, чем у нас. Это связано с тем, что там, с точки зрения инноваций, больше условий для создания и продвижения своего продукта. Подобные проекты при университетах играют важную роль в экосистеме инновационной деятельности любой страны. Бизнес-инкубатор «Гараж» — эта новая площадка для того, чтобы инновации в России развивались, чтобы ребята, мотивированные на профессиональные достижения, у которых есть идеи, могли прийти сюда и сделать первый шаг. Это здорово, когда на базе моего родного вуза открываются такие возможности для студентов.

 Вы — выпускница НГТУ. Отталкиваясь от личного опыта, расскажите, какую роль играет высшее образование в сфере бизнеса?

Наличие высшего образования — это навыки работы с информацией, которые нужны в любой профессии. Не все умеют находить, систематизировать, проверять и анализировать информацию. По моему мнению, высшее образование необходимо как источник фундаментальных знаний, связей и идей. Соединить теоретические знания и практический опыт невозможно по щелчку. Это приходит со временем и с опытом. Конечно, важную роль играет не только наличие образования, но и личные качества и предрасположенность, а самое главное — желание и мотивация реализовать задуманное.

И как же все-таки правильно применить знания, чтобы найти и создать продукт для построения успешного бизнеса?

По моему мнению, помимо фундаментальных знаний, важна практика в той области, где планируешь начать бизнес. Очень сложно открыть кофейню, если ты никогда не работал бариста, когда ты не понимаешь законов этого бизнеса. Зачем это нужно? Все просто: чем больше ты понимаешь сферу, тем меньше шансов получить много «шишек». «Шишки» в любом случае будут, просто какие-то из них бьют больно, а какие-то убивают. Не секрет, что 99 из 100 стартапов закрываются. Почему это происходит? Из-за неверного фокуса внимания, недостатка опыта или в случае, когда стартапер и его команда очень долго «пилят» продукт, пытаются сделать его совершенным, но так и не доводят до стадии продажи.

А как найти свою команду мечты, чтобы создать продукт и вывести бизнес на успешный уровень?

Меня часто спрашивают: «Как вы подбираете команду?» Я всегда отвечаю, что, наверное, просто запускаю мысли в космос о том, что мне нужен грамотный специалист. Я не знаю, как это получается, но эти люди просто приходят в мою жизнь. Я думаю, когда человек о чем-то много думает и идет по тому пути, который ему предопределен, правильные попутчики появляются сами. Самое главное — распознать их и не спугнуть.

Многие предприниматели для продвижения своего продукта задаются целью найти инвесторов. Есть ли у Вас в арсенале несколько советов для стартаперов — как привлечь инвестора?

Это не ключевой вопрос, совсем нет! Это стереотип, который навязан девяностыми: «Если у тебя есть инвесторы, то все хорошо. Если нет, то все плохо. И ты не можешь начать бизнес, если у тебя нет инвесторов». Это полная чушь! Какое-то время я была заложником такой точки зрения. А потом, когда запустила один из своих проектов, поняла, что все может быть иначе. Ведь инвестиции — это деньги, а деньги могут прийти в бизнес как минимум тремя путями.

Первый путь — это клиенты. Это те люди, которые понимают ценность продукта и готовы за него платить. И мы знаем, что сейчас есть большое количество техник предпродаж, которые позволяют собрать деньги на производство первой партии продукта именно с клиентов.

Второй путь — заем. У друзей, родственников или в банке.

И только третий путь — это инвесторы. Я считаю, что за их помощью необходимо обращаться только в случае, когда требуется крупный капитал. Каждый инвестор вкладывается в проект не потому, что он верит в идею, а потому, что он хочет на этом заработать: венчурные инвестиции — рискованная штука, и доходность по ним очень высокая.

Поэтому, когда стартапер идет к инвестору, ему нужно понимать, готов ли он за каждый вложенный рубль вернуть 40 рублей капитализации и как такой возврат можно обеспечить. Если четкого ответа нет, то лучше даже не тратить свое и чужое время. Это вопрос репутации. Ключевое, что у нас есть — репутация. Создавать ее очень тяжело, а испортить можно в одночасье. К сожалению, многие стартаперы думают об этом в последнюю очередь.

Поэтому первая забота — это не привлечение инвестиций, а понимание ценности продукта для потенциального клиента. И в момент, когда клиент готов платить, когда происходит масштабирование продукта, инвесторы сами выстраиваются в очередь и идут к тебе, а не ты к ним, что позволяет брать у них деньги на тех условиях, которые выгодны стартаперу.

Если же предприниматель имеет весьма смутные представления о продукте и его продажах, ни один инвестор не вложится. Ключевая цель — направлять усилия не в поиск денег, а в поиск ценности. Почему тебя будут покупать твои клиенты? Кто они? Понимаешь ли ты, какие они? Действительно ли ты знаешь всю сферу? Как принимаются решения клиентами? Являешься ли ты экспертом в этой отрасли? Может, тебе стоит набраться знаний и поработать в компании из этой отрасли, чтобы накопить больше связей для реализации своей идеи?

Какие ошибки, по Вашему мнению, сейчас совершает большинство начинающих бизнесменов?

Ошибка глобальная одна: «Мы пилили, пилили и ничего не выпилили». Что это значит? Многие начинающие команды концентрируются на мелочах: какой будет дизайн упаковки, каким цветом будут кнопочки и так далее. Все это усугубляет наличие материалов в интернете, где маркетологи пишут о том, что, например, они перекрасили кнопочку из синего в красный, и у них от этого конверсия повысилась.

Это, конечно, хорошо, но только на работающем продукте, когда есть клиенты, когда твои маркетологи могут себе это позволить, а не когда стоит вопрос о становлении бизнеса. На этом многие стартаперы тратят впустую самый невосполнимый ресурс — время!

Нужно увлекаться не только идеей и продуктом, но и той ценностью, которую он привносит на рынок. Крайне редко начинающий предприниматель готов снять телефонную трубку и обзвонить большое количество потенциальных клиентов. Причем не просто навязывая, а выясняя, какая у этого клиента есть боль или потребность, что ему нужно. Даже на самых зрелых рынках всегда найдется болевая точка. Именно ее выяснение помогает прийти к пониманию, на что необходимо тратить свое время при разработке продукта.




Фоторепортаж


Информация для СМИ:

Юрий Лобанов, пресс-секретарь, +7-923-143-50-65, is@nstu.ru

Алина Деревягина, журналист, +7-913-062-49-28, derevyagina@corp.nstu.ru

Руслан Курбанов, корреспондент, +7-913-772-30-78, kurbanov@corp.nstu.ru



Фотограф: А. Деревягина
Дата публикации: 15.04.19


Все новости    
Все новости опорного университета
Все фоторепортажи
Все видеосюжеты
Прислать новость



Также на тему "Выпускники" за последние полгода:

11.03.19 Выпускник НГТУ-НЭТИ Алексей Мишенин вернулся в правительство Бурятии
Выпускник НГТУ-НЭТИ Алексей Мишенин займет должность заместителя председателя правительства республики по экономическому развитию. 11 марта Алексей Мишенин был представлен на новый пост в ходе планерного совещания у главы республики Алексея Цыденова, сообщает «Восток-Телеинформ» со ссылкой на свои источники.


05.02.19 Выпускник НГТУ Роман Кравцов вновь назначен генеральным директором АО «Компания ТрансТелеКом»
Совет директоров АО «Компания ТрансТелеКом» продлил полномочия генерального директора Романа Кравцова до января 2022. Его кандидатура утверждена решением Совета директоров. Роман Кравцов впервые занял пост руководителя компании в 2016 году.

 



25.01.19 Выпускник НГТУ Александр Савилов стал министром спорта Мордовии
Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия возглавил Александр Савилов — выпускник Новосибирского государственного технического университета.


17.01.19 Выпускники НГТУ приглашаются пройти срочную службу в научной роте Военной академии МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва
Выпускники Новосибирского государственного технического университета приглашаются пройти срочную службу в научной роте Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва.


30.11.18 Выпускник НГТУ Иван Невзоров попал в шорт-лист национальной премии РБК за создание бизнеса по производству инвалидных колясок-вездеходов!
Создатель российской инвалидной коляски-вездехода CaterWil выпускник НГТУ Иван Незоров вошел в шорт-лист национальной премии РБК в категории «Менеджер в социальной сфере». Ме-неджер в социальной сфере — это «Предприниматель или социальный деятель, который помогает улучшить жизнь людей или влияет на общество в целом». Проголосовать за Ивана можно по ссылке https://www.rbc.ru/awards#awards-main-poll. Итоги голосования будут подведены 10 декабря.


26.10.18 Первые выпускники НЭТИ встретились через 60 лет после получения дипломов
На встречу 19 октября из разных уголков планеты собрались 13 выпускников первого набора 1953 года и 15 выпускников набора 1954 года. Кроме России, география включала Австралию, Германию, Израиль, США, Францию и страны СНГ.


Все новости за полгода     Поиск новостей

Размещение информации на странице   
Управление информационной политики
pr@nstu.ru      is@nstu.ru