15 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Декан ФЭН Анастасия Русина: Энергия и дух студенчества

Интервью

Все преподаватели уникальны, у каждого за спиной есть своя история и свой опыт. Но есть среди них такие, которые своей неуемной энергией, желанием передавать знания и помогать студентам завоевывают сердца. Одна из них —декан факультета энергетики Анастасия Георгиевна Русина.



Расскажите о своей профессиональной деятельности. Вы преподаете сейчас?

— Да, я преподаю. Я осталась после окончания в университете, потому что мне нравится преподавать, все остальное — различная административная работа, это уже дополнение. Я сейчас преподаю у четвертого курса, а также веду еще несколько профессиональных дисциплин в магистратуре и занимаюсь запуском нового проекта «Магистратура ПРО +».

Расскажите подробнее об этом проекте.

— Идея заключается в том, чтобы предоставить студентам выбор дисциплин из смежных отраслей. Например, студенты ФЭН могли бы послушать дисциплины радиоэлектроники, и тогда, выполняя магистерскую диссертацию, понимали бы, что есть пробелы по дисциплинам, которые дают на РЭФ и нужно там послушать тот или иной курс. Поскольку сейчас в проекте участвуют три достаточно разных факультета, мы сталкиваемся с определенными проблемами. Например, у студентов ФБ, ФГО нет базового энергетического образования. Тем не менее, ребята с этих факультетов записываются на курсы ФЭН.

Расскажите, как Вы стали преподавателем. Сколько лет Вы уже преподаете?

Я преподаю с 2003 года. Для меня стать преподавателем было неизбежно, потому что все мои родственники так или иначе имеют отношение к сфере образования. Во-первых, моя прабабушка написала букварь. Одна бабушка — доктор наук, профессор — работала у нас на факультете и была заведующей кафедрой. Вторая моя бабушка — учитель математики. Мама с папой работали здесь, в НГТУ НЭТИ. Так сложилось, что я с детства хотела иметь отношение к образованию. Так я поступила в НГТУ, окончила магистратуру, осталась на кафедре и, по сути, нигде больше не работала. Я прошла путь от ассистента до декана факультета.

Какой ценный совет о преподавательской деятельности Вам дали ваши родственники, помимо совета идти работать в вуз?

— Они меня научили слушать и слышать студентов, и, наверное, это одно из самых важных качеств хорошего преподавателя. Я считаю, что я неплохой преподаватель. Они дали понять, что не бывает плохих студентов, и это стало самым важным советом для меня.

То есть Вы считаете умение слушать и слышать студентов своей сильной чертой, талантом?

— Да.

Есть ли у Вас еще таланты, которые помогают в вашей сфере?

— Это, наверное, лучше спросить у моих коллег и студентов. Но я считаю, что я общительный человек. Это иногда мешает, тем не менее это хорошее качество. Еще одно — энергия. Не зря же я на факультете энергетики!

Мы заметили, что Вы принимаете активное участие в студенческой жизни, недавно участвовали в шоу «Встречи в квадрате». Как часто Вас зовут на подобные мероприятия?

— Часто! И я всегда соглашаюсь. Сейчас у нас проходят репетиции ко Дню энергетика (интервью записывалось до 22 декабря — ред.). В этом году мы решили провести его нетипично и поставить бал вместе со студентами. Сейчас мы репетируем вальс, где преподаватели будут танцевать со студентами. Все это мы придумали вместе. Поэтому я действительно активно участвую в студенческой жизни. Любой бакалавр или магистрант может прийти ко мне и попросить помощи или совета. У меня всегда были такие отношения со студентами, еще до того, как я стала деканом.

А какой студенткой были Вы?

— У меня красный диплом, но это, наверное, ни о чем не говорит. Училась я хорошо, но на самом деле и прогуливала, и писала шпаргалки, некоторые до сих пор сохранились. Мы заморачивались: писали шпаргалки на кассовой ленте, чтобы они влезали в ладошку. Телефоны появились, когда я училась на четвертом курсе, а пока не было сотовых, списывать было проблематично. Так что я была обычной студенткой. Но во время моей учебы не было такой активной внеучебной жизни.

Хотели бы Вы, чтобы в Ваши студенческие годы было больше такой активности, как сейчас?

— Да, безусловно.

Сильно ли отличаются поколения студентов?

— Очень сильно, даже шаг в один курс — это огромная разница. Поэтому еще одна из важных черт преподавателя, которой он должен обладать, — умение подстраиваться под аудиторию. Ребята сейчас очень сильно изменились, лекции пишут немногие, предпочитают скачать презентацию, которую потом вряд ли откроют. Поэтому, когда ты рассказываешь материал, нужно создать такую эмоцию, чтобы они потом вспомнили его.

А в каких еще мероприятиях Вы сейчас принимаете участие, помимо шоу и вальса?

— «Мистер и мисс» факультета и университета, День энергетика. Я старюсь ходить на все мероприятия. На параде студенчества я шла в колонне факультета по Красному проспекту и на 9 Мая. Еще мы уже второй год подряд выезжаем всем студенческим советом в Шарап. Я считаю, что это сложное мероприятие — вывезти практически одной 50 студентов, но все проходит хорошо.

Как вообще происходят обсуждения со студентами? Опишите процесс совместного мозгового штурма.

На самом деле это весело. Я прихожу к ним на собрание, они встречаются активом каждую неделю. Мы обсуждаем какую-то концепцию, дальше они ее прорабатывают, а потом ко мне приходит председатель студенческого совета, и мы с ним разговариваем. Плюс у нас есть чат в ВК, называется «Совет советов». Там находятся лидеры по ключевым направлениям работы совета и председатель. Чаще мы обсуждаем все там и дальше находим команды, которые будут это воплощать.

А как Вы проводите свободное от работы и обсуждений время? У Вас есть какие-то увлечения, хобби?

— Свободное время я провожу с мужем. Еще мне нравится раскрашивать картины по номерам — это расслабляет — и смотреть сериалы. Из любимых сериалов могу назвать «Друзья», «Доктор Хаус», «Сверхъестественное».

Какие качества в Вас развила преподавательская деятельность?

— Наверное, умение говорить, ушел страх публики, хотя он иногда появляется, когда приходит новый поток. Ты заходишь в аудиторию и не знаешь, чего от него ждать, и, когда на тебя смотрит множество пар глаз, это достаточно волнительно. Но тем не менее у меня появилась уверенность в себе и своих силах. Это важно. И такое умение может дать только преподавательская деятельность, немногие профессии способны этому научить.

Что Вы можете пожелать начинающим преподавателям?

— Может быть, я скажу банальную вещь, но в профессию преподавателя идут не за деньгами, а за эмоциями и за тем, что ты делаешь, и ты видишь, что ты делаешь. Это не рутина, это постоянное самосовершенствование. Когда ты преподаватель, ты всегда учишься. У нас был слоган на гербе НГТУ: «Docendo discimus» — «Обучаясь учусь», и это было правильно. Мозги не «засахариваются» в университете при работе преподавателем. Это очень нужная и очень ценная работа. К сожалению, она в настоящее время недостаточно привлекательна в финансовом плане, но молодым преподавателям я бы посоветовала верить в себя, и если есть такое желание — учить, то нужно идти, а дальше уже получится все: и деньги придут, и карьера может быть построена. На своем примере я это, наверное, показываю.

Фото предоставлены А. Русиной

Автор: Марина Худякова

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх