Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Настройки

Новосибирский государственный технический университетОфициальный сайт


Доступная среда

Общая информация
Нормативная база 
  1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 29.12.2012 г.
  2.  Методические рекомендации Минобрнауки по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц
    с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования  
    (№ АК-44/05вн от 8 апреля 2014 г.
    )
  3.  Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
    в профессиональных образовательных организациях, в том числе к средствам обучения и воспитания»
    (№ 06-2412вн от 26.12.2013 г.);
  4.  Дорожная карта по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг НГТУ
  5.  Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов
  6. Паспорта объектов НГТУ доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Специальное оборудование помещений
Организация и материально-техническое обеспечение инклюзивного образовательного процесса
Сопровождение инклюзивного образовательного процесса
Информационная среда
Содействие трудоустройству выпускников
Работа с абитуриентами
Кадровый состав
 
 
Общая информация
 
Новосибирский государственный технический университет является базовым образовательным учреждением высшего образования, обеспечивающим условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2211 от 30.12. 2010) и федеральным головным центром по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2356 от 24.05.2004).
В структуре НГТУ работает Институт социальных технологий и реабилитации , цель деятельности которого — создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего и среднего профессионального образования, а также других форм профессиональной подготовки инвалидов (приказ Министерства науки, высшей школы и технической политики № 603 от 01.10.1992 «О создании Новосибирского института социальной реабилитации», Постановление Правительства Российской Федерации № 807 от 11.08.1995 «О Новосибирском институте социальной реабилитации»). С 2013 года ИСТР располагается на территории нового специализированного учебного корпуса НГТУ.
 
Нормативная база
 

Деятельность по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в НГТУ регламентируется следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

2. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса № АК-44/05вн от 8 апреля 2014 г. (файл pdf, 185 Кб)

3.Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе к средствам обучения и воспитания № 06-2412вн от 26.12.2013 г. (файл pdf, 239 Кб)

4. Дорожная карта по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг НГТУ (файл pdf, 2,3 Мб)

5. Индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов (разрабатывается) 

6. Паспорта объектов НГТУ доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья (файл rar, 33,75 Мб)
 

 Специальное оборудование помещений

В специальном учебном корпусе Института социальных технологий и реабилитации (учебный корпус № 8) созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебный корпус, аудитории, туалеты и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– специальная парковка транспортных средств для инвалидов;
– два подъездных пандуса ко входу в корпус;
двусторонние поручни на лестничных маршах;
 
;
 
4 специализированных лифта для перемещения между этажами;


беспороговое соединение помещений;
на каждом этаже имеется по одной специально обустроенной туалетной кабине для маломобильных студентов каждого пола
– в туалетных комнатах — кнопки вызова персонала
– в лекционных аудиториях оборудованы специальные места с возможностью размещения студентов на кресле-коляске и подключения к электрической сети технических средств обучения;
для передвижения по территории университета маломобильные граждане могут воспользоваться креслом-коляской.
 
Для обучающихся с нарушениями зрения:
в коридорах и на лестничных маршах — контрастная и рельефная разметка пола;
– информация на территории корпуса дублирована рельефно-точечным шрифтом Брайля (кнопки лифтов, наклейки с номером этажа на нижней стороне поручней лестницы, информационные таблички, в холле первого этажа расположена информационная стойка);
– звуковое оповещение в лифтах и на территории корпуса.
 
Для обучающихся с нарушениями слуха:
информационное табло;
 
 
– интерактивная панель для самостоятельного поиска информации на портале НГТУ.
Корпус обеспечен визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях. Пути движении к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания ИСТР спроектированы в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.
  
 
Адаптация образовательных программ и методов обучения
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
 
  
Адаптация образовательных программ и методов обучения 
В ИСТР НГТУ в основные образовательные программы ВПО по направлениям подготовки 09.00.00. «Информатика и вычислительная техника» и 09.03.01. «Социальная работа» и всем реализуемым программам СПО введены специализированные адаптационные дисциплины для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации.
В ИСТР ведется подбор и разработка учебных материалов, адаптированных к ограничениям здоровья инвалидов с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ИСТР НГТУ созданы и продолжают разрабатываться фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и ЛОВЗ. При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене, помощь переводчика русского жестового языка.
Для выполнения требований к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению в университете осуществляется организационно-педагогическое сопровождение, которое включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподавателя и студента-инвалида в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по вопросам специальной психологии и педагогики, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т. д.
 
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
 
НГТУ располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется в процессе обучения студентами-инвалидамиразличных нозологий:
– аудитории оснащены мультимедийным оборудованием;
– наличие специализированной учебной сети, предоставляющей доступ к учебным ресурсам;
– корпус оборудован доступом к wi-fi с мобильных устройств.
– 15 специализированных мультимедийных аудиторий
– 8 терминальных классов с современным компьютерным и проекционным оборудованием.
– специализированная лаборатория FabLab, оснащенная станками с числовым программным управлением и компьютерной техникой — для обучения студентов информационным технологиям;
– учебный комплекс для изучения робототехники;
– комплекс оборудования для изучения цветной печати;
– мастерские, оборудованные станками для деревообработки;
– керамические мастерские;
– швейные мастерские.
 
    
 
– конференц-зал, оборудованный разнообразным мультимедийным оборудованием (сенсорная доска, плазменная панель, проектор высокой чёткости), специализированным звукоусиливающим оборудованием (FM-система Phonak) для людей с нарушением слуха;
 
 
комната для самоподготовкидля студентов с нарушениями зрения, в которой установлено все необходимое оборудование (компьютеры с речевым выводом, дисплеи Брайля, позволяющие считывать пальцами информацию, отображаемую на экране; читающая машина, телевизионная электронная лупа, программа увеличения экрана, сканер, принтеры для увеличения текстовой и графической информации, ручные электронные увеличители высокой чёткости и другие специализированные технические средства). По необходимости аппаратура может быть установлена в любой аудитории, где занимается студент с нарушением зрения;
 
    
 
– индивидуальная и групповая акустическая система и FM-система для работы со студентами с нарушением слуха;
 
                                                               
                                        
 

студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата могут воспользоваться креслом-коляской для передвижения по территории корпуса. При возникновении трудностей с передвижением по территории университета есть возможность воспользоваться услугами ситуационного помощника.

                                                         

 

 
 
Сопровождение инклюзивного образовательного процесса

В НГТУ на базе ИСТР осуществляется комплексное сопровождение инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, активно решаются вопросы развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов, социокультурной реабилитации, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, создания безбарьерной архитектурной среды.
 
Для организации сопровождения созданы следующие структуры:
  • Отдел специальных технологий обучения и реабилитации;
  • Отдел социально-реабилитационного сопровождения и воспитательной работы.
 
Сопровождение инклюзивного образовательного процесса включает в себя:
  • социально-педагогическое и социально-психологическое сопровождение,
  • социально-медицинское сопровождение,
  • коррекционно-педагогическое сопровождение.
  • социально-профессиональная и социокультурная реабилитация.
Всем студентам инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья ИСТР предоставляет следующие сервисы:

1. Для студентов с нарушением слуха:
– перевод на русский жестовый язык и перевод на устную речь образовательного процесса;
– занятия по развитию слуха и речи;
– обучение работе с ассистивными сурдотехническими средствами;
– предоставление академического тьютора (консультанта) на период обучения и др.

2. Для студентов с нарушением зрения:
– обучение работе с ассистивными тифлотехническими средствами;
– обучение работе с компьютерной техникой с использованием специальных программных средств;
– масштабирование печатных материалов и др.

3. Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата:
– для студентов с поражением верхних конечностей предоставляются копировальные услуги;
– предоставление ассистивного тьютора (помощника) на период обучения;
               – предоставление коляски и др.
 
  
 
 
Информационная среда

В институте ведется информационная база, отражающая статистическую информацию о численности студентов, приеме и выпуске специалистов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Осуществляется персонифицированный учет, включающий следующее: общие сведения о студентах-инвалидах и студентах с ОВЗ, в том числе: имеющееся образование, данные о семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушений и рекомендации, данные медико-социальной экспертизой или психолого-медико-педагогической комиссией. На портале НГТУ, сайте ИСТР и авторском сайте ИСТР  содержится информация, отражающая наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, содержащая программы подготовки, по которым могут обучаться инвалиды при наличии специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий и пр.
 
Содействие трудоустройству выпускников

 Для подготовки к трудоустройству и содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и ЛОВЗ и их закреплению на рабочих местах в университете осуществляется широкий спектр мероприятий: презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами старших курсов, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
 
Работа с абитуриентами
 
На этапе приема проводится консультационная работа с инвалидами специалистами-психологами, медиками и сурдопедагогами. Проводятся краткосрочные подготовительные курсы по дисциплинам предметной подготовки, годичные подготовительные курсы с использованием дистанционных образовательных технологий. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов в НГТУ проводится в формах межрегиональных профильных олимпиад для учащихся специальных коррекционных общеобразовательных школ (СКОШ), профориентационного тестирования, дней открытых дверей, консультаций для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, подготовки рекламно-информационных материалов для инвалидов. В целях организации преемственности образовательных программ проводятся семинары и конференции разных уровней с привлечением педагогов и специалистов С(К)ОШ Сибирского федерального округа и других регионов Российской Федерации.
Абитуриенты-инвалиды, не имеющие результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ), могут выбирать: сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом или ЕГЭ на базе вуза в дополнительные сроки. При проведении вступительных испытаний созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), использования технических средств, помощи ассистента и переводчика РЖЯ для неслышащих абитуриентов, увеличения продолжительности вступительных испытаний.
 
Кадровый состав

В штатное расписание университета включены ставки педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов, переводчиков русского жестового языка (РЖЯ). Педагогические работники ИСТР в соответствии с положением «Об аттестации» регулярно обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в семинарах, на которых рассматриваются вопросы обучения, реабилитации и профессиональной подготовки инвалидов.
 
Методические рекомендации
 

 


Размещение информации на странице   
Информационная служба
     is@nstu.ru