7 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Балльно-рейтинговая система оценки. Часто задаваемые вопросы

Вопросы студентов
Вопросы преподавателей
Дополнительная информация для преподавателей

На вопросы студентов и преподавателей отвечают сотрудники Научно-методического центра НГТУ (тел.: 346 04 46, эл.почта: nmc@smc.nstu.ru)

Вопросы студентов

Вопрос: Будет ли влиять полученная оценка по системе ECTS (например, «D» или «E») при итоговой аттестации на академическую стипендию?
Ответ: В настоящее время Положение НГТУ, регулирующее назначение стипендии, остается без изменений, т.е. пока не завершится процесс внедрения балльно-рейтинговой системы, тройка по дисциплине с итоговой формой аттестации "зачет" на назначение стипендии влиять не будет.

Вопрос: Я являюсь студентом заочного факультета, недавно узнал, что в НГТУ введена модульно-рейтинговая система (Приказ по НГТУ № 850 от 2.07.2009 г. "О внедрении балльно-рейтинговой системы"). У меня следующий вопрос, могу ли я, студент заочного факультета, использовать принципы БРС для получения автомата по той или иной дисциплине?
Ответ: Балльно-рейтинговая система (БРС) вводится в НГТУ пока в экспериментальном порядке и используется, как правило, при работе со студентами очного отделения. Каждый  преподаватель в рамках своей дисциплины устанавливает правила оценивания текущей работы и итоговой аттестации студентов согласно основным требованиям Положения о БРС НГТУ, в том числе, и порядок выставления оценки "автоматом". Если преподаватель заочного факультета использует в своей практике БРС, то правила  получения автомата должны быть описаны в разделе 6 рабочей программы учебной дисциплины и доведены до Вашего сведения в начале семестра.

Вопрос: Можно ли пересдать «двойку»?
Ответ: В настоящее время студент может пересдать двойку, но только на «тройку», и имеет право не более чем на две пересдачи.

Вопрос: Я студентка 2-го курса, у меня в этом году родился сын, но я не хотела бы уходить в академический отпуск. Есть ли какое-либо свободное посещение или что-то в этом роде, а то по новой бально-рейтинговой системе на оценку влияет посещение?
Ответ: В соответствии с Положением о БРС посещение не является обязательной составляющей системы оценивания по дисциплине. Решение о выставлении баллов за посещение занятий принимается преподавателем и утверждается кафедрой. Таким образом, возможность свободного посещения занятий по дисциплине должна согласовываться с конкретным преподавателем в индивидуальном порядке.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, такая ситуация – преподаватель обещает поставить низкий балл рейтинга и не допустить до экзамена без права пересдачи. При этом я считаю, что предмет знаю и не пропускаю занятий. Возможно ли такое действие преподавателя в конце семестра теоретически, и что мне (а возможно и еще большей части группы) можно будет сделать в данной ситуации, что бы получить необходимую оценку за экзамен?
Ответ:  Преподаватель не может просто "обещать" студентам поставить низкий итоговый балл по дисциплине – студенты должны быть ознакомлены с правилами аттестации по курсу в начале его изучения. Кроме того, в связи с тем, что внедрение балльно-рейтинговой системы в НГТУ в 2009/2010 учебном году идет на экспериментальной основе, в соответствии с приказом по НГТУ №173 от 16.02.2010 оценка "F" (без права пересдачи) выставляется условно, в зачетные ведомости ставится оценка "FX", и пересдача разрешается.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли увидеть свой рейтинг? Как на него влияет внеучебный процесс?
Ответ: Учебный рейтинг можно узнать у преподавателя, внеучебный рейтинг студентов факультетов, принимающих участие в эксперименте по внедрению БРС оценки – в личном кабинете студента. Оценка внеучебной деятельности составляет 20% общего рейтинга студента, но пока не введены государственные образовательные стандарты третьего поколения, интегральный рейтинг не выставляется, при этом факультеты НГТУ, принимающие участие в эксперименте по внедрению балльно-рейтинговой системы оценки могут использовать данные рейтинга внеучебной работы студентов для поощрения студентов. 

Вопрос: Будут ли в этом семестре выставлять итоговый интегральный рейтинг? Куда он идет и на что влияет.
Ответ: Итоговый рейтинг, согласно Положению о БРС, будет введен после перевода учебных планов в зачетные единицы (кредиты), что в полном объеме будет реализовано с 2011 года при переходе к федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения.
Итоговый рейтинг учитывается при переводе студентов, например, с контракта на бюджет, а также для поощрения студентов (например, высокий рейтинг позволяет установить надбавку к стипендии). Кроме того, итоговый рейтинг студента будет приводиться в европейском приложении к диплому для отражения дополнительной информацию об успехах выпускника в период обучения в университете.

Вопрос: Поясните, пожалуйста, ситуацию: мой брат по причине пересдач отставал по предмету "Линейная алгебра"!У него нет ни одного балла. Он переживает, что не успеет набрать нужное количество баллов к допуску экзамена. Эта так? И какие у него шансы исправить положение?
Ответ: В этой ситуации лучше всего подойти к преподавателю по дисциплине «Линейная алгебра» и договориться об индивидуальном графике освоения дисциплины, т.е., возможно,  о выполнении дополнительных заданий, контрольных работ и пр. Тянуть до конца семестра не стоит. Как правило, в таких ситуациях преподаватели всегда идут навстречу. 

Вопросы преподавателей

Вопрос: В экзаменационных ведомостях для весенней сессии присутствует графа для выставления оценки по шкале ECTS, однако в деканате говорят, что она не обязательная для заполнения. Когда ее заполнение станет обязательным как для деканата, так и для преподавателя?
Ответ: Форма ведомости изменена для тех преподавателей, которые были готовы выставить оценки ECTS уже в зимнюю сессию 2010 года в порядке эксперимента (п. 4 Приказа № 850). Выставление такой оценки станет обязательным, если преподаватель официально заявил о применении БРС по читаемым им дисциплинам (Приказ № 173 от 16.02.2010).

Вопрос: Когда будет (и будет ли) разработано положение о повторном обучении для тех, кто получил неуд без права пересдачи (F)? Не получится ли так, что это повторное обучение сведется к продлению сессии на месяц для этих студентов и на нас деканат будет давить, чтобы с ними проводить дополнительные занятия? По моему мнению, таких студентов надо направлять на повторное освоение всего курса в целом, приписывая их к соответствующим группам, где этот курс в данном семестре читается.
Ответ: Положение о повторном обучении, безусловно, необходимо разрабатывать. При этом необходимо принять во внимание следующее: если «приписывать» студентов, имеющих подобные задолженности, к соответствующим группам, то возникают две проблемы – 1) не всегда соответствующая дисциплина читается в следующем семестре,  2) нельзя заставить студентов изучать повторно те разделы, которые они уже успешно освоили и тем более делать это за дополнительную оплату. Вопрос об организации повторного обучения будет рассматриваться на совете деканов в сентябре 2010 г.

Вопрос: Из приказа ректора № 173 от 16.02.2010 следует, что не все преподаватели обязаны участвовать в эксперименте, а только готовые к внедрению БРС. Поясните, пожалуйста, следующее: есть ли какой-то конкретный процент преподавателей, которые должны начать работать с БРС в текущем семестре или же он остается на усмотрение кафедры (на данный момент мы думали, что это обязательно для 100% преподавателей).
Ответ: Анализ представленной информации о готовности кафедр к реализации БРС показал, что значительный процент преподавателей этого сделать пока не могут. В связи с этим было принято решение поощрить тех, кто проделал необходимую работу для перехода на балльно-рейтинговую систему оценки. Таким образом, чем больше преподавателей кафедры начнут реализацию БРС в весеннем семестре текущего учебного года, тем больше средств получит кафедра при распределении средств для дополнительных стимулирующих выплат, но если на кафедре не внедряется БРС, то и дополнительных средств кафедра не получает.

Вопрос: Если по уважительной причине студент имел пропуски и набрал невысокий балл за работу в семестре, а на экзамене показывает очень хорошие или отличные знания,  может ли преподаватель ответ на экзамене оценить выше, чем на 40 баллов за счет дополнительных вопросов и задач?
Ответ: Перераспределение баллов для увеличения веса экзамена не разрешается, но преподаватель может предусмотреть подобную ситуацию в правилах аттестации по дисциплине, тем более, что по уважительной причине продлевается даже сессия. Например, можно предусмотреть возможность набрать дополнительные баллы за качество выполнения отдельных работ в счет баллов текущей аттестации. Поскольку для допуска к экзамену выполнение всех видов работ является обязательным, то решая дополнительные задачи по темам семестровых занятий, студент может продемонстрировать высокое качество освоения материала и получить за это дополнительные баллы.

Вопрос: Насколько деканаты готовы работать по этой системе,  как будет осуществляться дальнейшая работа с получившими  «F»,  «FX»?  Если будут организовываться платные курсы, то кто должен их организовывать, кто должен на них работать,  как они будут совмещаться с расписанием студентов и преподавателей?
Ответ: Получившие оценку «FX» имеют право пересдать на оценку "Е" (процедура соответствует действующему Положению об экзаменах и зачетах НГТУ ). В соответствии c Приказом № 173 от 16.02.2010, оценка «F» в весеннем семестре 2009/2010 учебного года выставляется условно. Процедура организации платных курсов и их стоимость будут регламентироваться отдельным Положением, которое в настоящее время еще разрабатывется.

Вопрос: Вопрос о пересдаче, например, экзамена. В Положении о БРС об этом ничего не сказано.  Например, студент набрал текущий рейтинг 30 баллов,  на экзамене набрал 40 баллов, т.е. в сумме 70 баллов. Таким образом, ему выставляется оценка удовлетворительно (уровень Е). Он хочет получить «хорошо». Как ему получить такую оценку, если он на экзамене и так набрал максимально возможный балл - 40?
Ответ: В соответствии с действующим Положением об экзаменах и зачетах пересдать экзамен или зачет для получения более высокой положительной возможно только в исключительных случаях. Однако при первом проведении экзамена преподаватель может в правилах аттестации по курсу предусмотреть возможность для студентов добрать "семестровые" баллы, качественно выполнив дополнительные задания по соответствующим темам.

Вопрос: Происходит ли параллельно внедрению БРС разработка учебных программ на основе ГОСов третьего поколения
Ответ: Да, такая работа ведется, но в массовом порядке разработка программ по новым стандартам должна начаться с сентября 2010 г.

Вопрос: Как оценивать студента, если в семестре он набрал 80 баллов и выполнил дополнительную работу?
Ответ: По Положению о БРС студент, набравший 80 баллов в семестре за «основную» учебную деятельность (что возможно только для дисциплин с формой аттестации «зачет») имеет право получить оценку по дисциплине «автоматом». Выполнение заданий сверх основной программы позволит повысить его балл вплоть до максимально возможного.

Вопрос: Будет ли нагрузка планироваться в часах?
Ответ: Да. Планирование нагрузки в часах необходимо для составления графиков учебного процесса.

Вопрос: Если студенту нужна только «тройка», нужно ли ему сдавать экзамены?
Ответ: Да, согласно Положению о БРС, экзамен является обязательным. «Автоматом» можно выставлять только оценку «отлично».

Вопрос: Как сделать так, чтобы все студенты могли сдать минимум на «тройку»?
Ответ: Минимальное количество баллов за текущую работу в семестре и экзамен/зачет должно составлять не менее 50 баллов.

Вопрос: Правила аттестации по БРС можно оформить дополнением к рабочей программе или нужно переутверждать рабочую программу на кафедре целиком?
Ответ: Можно оформить правила аттекстации как дополнение к рабочей программе (подробнее см. в разделе Дополнительная информация для преподавателей.

Вопрос: Почему научная деятельность включена во внеучебную деятельность, которая составляет всего 20% от рейтинга студента?
Ответ: Если научная деятельность связана с какой-то дисциплиной, ее можно считать как работу по этой дисциплине и включать ее в соответствующий учебный рейтинг по дисциплине, в противном случае она может учитываться как отдельный вид внеучебной деятельности. «Вес» внеучебного рейтинга устанавливался коллегиально, в том числе при обсуждении на НМС и Совете деканов.

Вопрос: Как оценивается дополнительная работа по дисциплине (участие в конференциях, олимпиадах)?
Ответ: За такую работу могут выставляться дополнительные баллы для получения «автомата» по дисциплине (максимально – 40 баллов для дисциплины с экзаменом, 20 – для дисциплины с зачетом).

Вопрос: Как повлияют на итоговые баллы студентов результаты их централизованного тестирования?
Ответ: Результаты могут засчитываться преподавателем как часть экзамена или зачета по дисциплине. Неудовлетворительные результаты тестирования не будут приводить к снижению рейтинга.

Вопрос: Будет ли где-то размещена статистика по спорту, культуре, общественной деятельности?
Ответ: Да, если в это будет целесообразно.

Вопрос: Оценивая внеучебную деятельность студентов, мы оцениваем их активность?
Ответ: При оценке внеучебной деятельности учитывается не только активность студентов, но и результаты внеуадиторной работы, т.к. внеучебная деятельность развивает целый ряд общих компетенций специалиста.

Вопрос: Оценивать ли посещение лекций?
Ответ: Оценка посещения занятий не является обязательной.

Вопрос: Как будут переводиться в баллы традиционные оценки студентов, выставленные до внедрения БРС?
Ответ: Скорее всего, они будут приравнены к средним: А, В, С, хотя этот вопрос еще требует обсуждения.

Вопрос: Как оценивается госэкзамен?
Ответ: Отдельно, максимальное количество баллов - 100.

Вопрос: Как оценивается курсовая работа?
Ответ: Отдельно, максимальное количество баллов - 100. Однако оценка за курсовую работу может входить в состав общей оценки по дисциплине с некоторым коэффициентом.

Вопрос: Как оценивается защита диплома?
Ответ: Защита оценивается в 100-балльной шкале, если ГЭК готова работать в этой системе.

Вопрос: Как выставляются оценки заочникам?
Ответ: По той же схеме, что и студентам очного отеделения.

 

Дополнительная информация для преподавателей

  • В летнюю сессию 2010 г. оценки по 15-уровневой шкале должны выставлять только те преподаватели, которые в начале весеннего семестра сообщили студентам о том, что в этом семестре их деятельность будет оцениваться по балльно-рейтинговой системе.
  • Точное соответствие между 15-уровневой системой оценки и количеством баллов по 100-балльной системе определяется каждым преподавателем самостоятельно и прописывается в правилах аттестации по дисциплине.
  • Новые правила аттестации по дисциплине оформляются как дополнение к рабочей программе и утверждаются отдельно, т.е. всю рабочую программу заново переутверждать не нужно.
  • В зачетную книжку студента выставляется только традиционная оценка по четырехуровневой шкале для экзамена и дифференцированного зачета и «зачет» для недифференцированного зачета.

 

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх